top of page

«Я вас всех… всех люблю»

Здравствуй, дорогая Полина!

Пишу тебе, потому что очень хочется поделиться впечатлениями, переживаниями и эмоциями, которые не покидают меня уже много дней. В это лето я сделала два удивительных открытия. Но обо всем по порядку.

Читала ли ты пьесу А. Н. Островского «Бесприданница»? Я – да. Честно скажу: вещь изумительная. Хотя драма написана в 1878 году, она и сегодня звучит современно. С пьесой я познакомилась летом, но до сих пор не могу успокоиться. Бесконечно удивляюсь тому, что время не властно над людьми и особенно над их чувствами. Меняется мир, проходят десятилетия, а проблемы остаются. Каждый раз убеждаюсь в этом, читая «вечные» произведения русских классиков.

«Я вас всех…всех люблю» - этими словами заканчивается драма «Бесприданница». Эти последние слова умирающей Ларисы Огудаловой, убитой своим женихом Карандышевым, были для меня как удар грома. Забегая вперед, скажу, что в фильме Э. Рязанова «Жестокий романс», поставленном по мотивам этой пьесы, Лариса, умирая, произносит одно единственное слово: «Благодарю…» Меня очень удивило, Полина, что режиссер изменил текст. Почему? Хотелось найти ответ. Я думаю, что в драме Лариса произносит последние слова о любви, потому что она всю свою недолгую жизнь искала любви, о чем она не раз говорила Карандышеву, но не нашла её. Для нее любовь – смысл жизни, и, несмотря на удары судьбы, ее душа полнится любовью к людям. Она великодушна! Она умеет прощать!


В фильме она благодарит своего жениха, потому что он избавил ее от душевных мук, сама же она, как человек христианской веры, не могла на это решиться, хотя несколько раз стояла у ограды, была на краю обрыва.


Что же предшествовало этой трагедии?


Знаешь, Поля, когда я начала читать это произведение, меня не отпускала одна мысль: до чего же всё, происходящее в пьесе, похоже на наше время! Миром правят деньги – эту мысль настойчиво подчеркивает драматург.


В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в обществе, похожем на цыганский табор, оказывается Лариса Огудалова – девушка, яростно ищущая любви и понимания в столь продажном мире. Лариса чувствует себя неуютно, не на своем месте, в обществе, где любые разговоры сводятся к поиску выгоды и расчета. Недаром в произведении так часто употребляются эти слова. Представляешь, даже её собственная мать, «продав» неудачно своих старших дочерей, все также продолжала искать выгодную партию для младшей. И, вконец обессилев от постоянных званых обедов и сватовства мошенников, Лариса объявляет матери: «Довольно с нас сраму-то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли, разбирать не буду». Но Юлий Карандышев, жених героини, оказался отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его главной задачей является самоутверждение в обществе, которым правят Вожеватов, Кнуров, Паратов…. Когда же она понимает, как сильно ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника – рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл.


Еще одним ударом для Ларисы оказывается новость о «неразрывных цепях» Паратова – он обручен. В этот момент, когда весь мир ушел у нее из-под ног, она вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». «Я для вас кукла», - признается девушка, и никто не отрицает этого. Меня поразило, что даже Кнуров и Вожеватов не смогли устоять, чтобы не сыграть в орлянку: кому же достанется Лариса, кто с ней прокатится в Париж?


Я заметила, что автор противопоставляет Ларису с ее чистой и открытой душой «миллионной» невесте Паратова, на которой он женится только ради приданного – золотых приисков.


Знаешь, Полина, если главная героиня была мне понятна сразу, то С. С. Паратов оставался для меня загадкой. Постичь и понять столь противоречивый внутренний мир «блестящего барина» мне помог фильм Э. Рязанова. Да, герой жестоко обошелся с Ларисой: увез от жениха, провел с ней ночь на пароходе, играя её чувствами, утром объявил ей, что не может на ней жениться – типичный образ негодяя. Но почему-то, когда смотришь фильм, видишь другое: в нем открывается душа и человеческие качества. Никита Михалков, исполняющий роль Паратова, передал эти чувства через взгляд, в котором светится, я так думаю, искренняя любовь к Ларисе.


Знаешь, Полина, я так рада, что в фильме играл и мой любимый русский актер Андрей Мягков, играл великолепно и сумел передать весь сложный характер героя, хотя съемки в фильме чуть не стоили ему жизни.


Наверное, фильм не был бы таким запоминающимся, если бы не музыка. Знаешь, какие чудесные песни и романсы звучат в этом фильме! Настоящая находка режиссера! Я читала, что Эльдар Рязанов долго подбирал музыкальное сопровождение к фильму, не хотел повторяться (в 1936 году был снят первый фильм), поэтому одно стихотворение, как он сам признавался, «Я, словно бабочка к огню» - от отчаяния написал сам. Цыганские песни, романс «Мохнатый шмель» - все это поразило и тронуло меня до глубины души.


Я могу еще долго говорить об этих произведениях искусства, но я надеюсь, что ты сама прочитаешь книгу, посмотришь фильм и поймешь, что это классика, над которой не властно время.


До скорой встречи,

Даша.

Избранные рецензии
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Облако тегов
Тегов пока нет.
bottom of page